9-я статья конституции японии

Силы самообороны Японии

9-я статья конституции японии
Осторожно: русский источник

29 марта 2016 года в Японии вступает в силу пакет новых законов, расширяющих функции Сил самообороны Японии

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 марта 2016 года в Японии вступает в силу пакет новых законов, расширяющих функции Сил самообороны Японии.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории создания этих сил, их современном состоянии, а также о законодательстве, на основании которого они действуют.

История

После поражения во Второй мировой войне (акт о капитуляции подписан 2 сентября 1945 года) Япония «на веки вечные» отказалась от «угрозы и применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров», и, как следствие, от создания собственных сухопутных войск, флота и военно-воздушных сил. Это положение было закреплено в 9-й статье конституции, принятой 24 августа 1946 года и вступившей в силу 3 мая 1947 года.

В 1950 году главнокомандующий американскими оккупационными войсками в Японии генерал Дуглас Макартур в обращении к японскому народу заявил, что страна имеет «право на самооборону». 8 июля того же года им был издан приказ о формировании Полицейского резервного корпуса (численность 75 тыс. человек).

В августе 1952 года японское правительство преобразовало его в Корпус национальной безопасности (110 тыс. человек).

1 июля 1954 года парламент страны принял закон о создании на его основе Сил самообороны Японии (Japan Self-Defense Forces, JSDF; это название сохраняется за японскими вооруженными силами до сих пор).

Однако фактически в вопросах обороны японское правительство полагалось на США, которые полностью обеспечивали безопасность страны в обмен на предоставление и обслуживание американских военных баз на ее территории. Это позволило Японии сконцентрировать усилия на послевоенном экономическом восстановлении («доктрина Ёсида»). Правовой базой японо-американских отношений стали договоры 1951 и 1960 годов.

Современное состояние

Функции верховного главнокомандующего выполняет премьер-министр Японии. Непосредственное управление войсками и флотом осуществляют министерство обороны (до января 2007 года Управление национальной обороны) и Объединенный штаб, в который входят штабы сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.

По данным министерства обороны Японии на 2014 год, в Сухопутные силы самообороны входят 5 армий, численность личного состава — около 150 тыс.

человек; на вооружении состоят около 700 боевых танков: Тип-10, Тип-90 и Тип-74 производства Mitsubishi Heavy Industries, около 750 боевых бронемашин и 1350 систем артиллерии.

Морские силы самообороны (ВМС) располагают 4 вертолетоносцами, 29 эсминцами, 14 фрегатами, 6 корветами, 19 многоцелевыми подводными лодками, 30 кораблями противоминной обороны, 3 танкодесантными кораблями, 6 сторожевыми кораблями и несколькими десятками судов обеспечения; численность личного состава — около 50 тыс. человек;

Воздушные силы самообороны (ВВС) Японии насчитывают порядка 43 тыс. человек личного состава; на вооружении состоят тактические истребители F-4 и F-15 производства США, а также истребитель-бомбардировщик Mitsubishi F-2. В общей сложности 370 боевых самолетов.

В марте 2014 года в вооруженных силах Японии было создано первое специализированное подразделение компьютерной безопасности. Планируется создание сил морского десанта. Силы самообороны комплектуются на добровольной основе. На сегодняшний день их общая численность составляет 243 тыс. человек, около 13 тыс. — женщины (примерно 5% всего личного состава).

Министерство обороны планирует снять ограничения для женщин по ряду военных специальностей.

Еще 56 тыс. человек в возрасте от 16 до 49 лет (из 126 млн населения страны) состоят в резерве. Военные расходы составляют около 1% ВВП. В 2016 году военный бюджет Японии запланирован в размере 5,05 трлн иен, или $41,7 млрд.

Расширение полномочий

До последнего времени 9-я статья конституции трактовалась правительствами Японии как право на индивидуальную самооборону в случае совершения нападения на страну.

При этом в июле 1992 года парламент принял закон, разрешающий отправку японских военнослужащих за рубеж для участия в миротворческих операциях ООН, не связанных с ведением боевых действий (грузовые перевозки, восстановление разрушенной инфраструктуры, наблюдение за ходом выборов, гуманитарные миссии и полицейские операции). С этого времени примерно 50 тыс.

японских военных принимали участие почти в 30 миротворческих миссиях. Кроме того, в начале 2000-х годов они обеспечивали логистическую и тыловую поддержку коалиционных сил в Афганистане (2001-2009) и в Ираке (2004-2008).

В 2010 году правительством Японии были приняты Основные направления развития вооруженных сил на 2011-2015 годы, а в 2013 году — Стратегия национальной безопасности. Эти документы ориентированы на усиление военного потенциала страны и снятие ряда прежних ограничений в сфере обороны.

Это связано с растущей активностью вооруженных сил КНР в прилегающих к Японии водах и с обострением конфликта с Пекином вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. Еще одной угрозой для Японии были названы ядерная и ракетная программы КНДР.

В 2014 году. правительство Синдзо Абэ приняло решение «о переосмыслении» послевоенной конституции страны и инициировало законопроекты, расширяющие полномочия Сил самообороны. Эти документы дают новое юридическое толкование 9-й статьи конституции (без ее изменения, так как процедура пересмотра основного закона достаточно сложная):

— они снимают запрет на применение оружия японскими военнослужащими в ходе международных миротворческих операций за рубежом и предусматривают возможность их участия в операциях для защиты японских граждан в других странах (например, операции по освобождению заложников);

— кроме того, они допускают использование Сил самообороны за пределами японской территории для защиты союзников от нападения общего врага (право на «коллективную самооборону»). Однако речь идет только о прямом военном нападении на «страны, имеющие тесные связи с Японией». Таким образом, Силы самообороны могут быть использованы только в случае нападения на США, с которыми Японию связывают союзнические обязательства;

— упрощается процедура принятия решения об использовании Сил самообороны. Теперь решения будут приниматься кабинетом министров. Ранее было необходимо принятие специального закона, определяющего жесткие временные и географические границы военной миссии.

В мае 2015 года законопроекты были переданы на рассмотрение парламента. Нижняя палата приняла их в июле 2015 года, верхняя — в сентябре 2015 года. Принятие законов спровоцировало многотысячные протесты в Токио. Против изменений выступают 58,7% населения.

По мнению противников новых законов, они являются прямым нарушением конституции Японии.

Опасения также связаны с тем, что расширительная трактовка 9-й статьи основного закона может спровоцировать вовлечение страны в военные действия, в которых Япония не принимала участия после окончания Второй мировой войны.

http://tass.ru/info/3157469

Источник: https://rudy-ogon.livejournal.com/7732669.html

Поправки к Конституции Японии. Девятая статья: за и против

9-я статья конституции японии

Статья 9 Конституции Японии гласит:

Статья 9. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров.

Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признаётся.

Дебаты вокруг Сил самообороны

Определяя отказ от вооружённой силы и отказ от войны как суверенного права нации, Девятая статья указывает на пацифизм, провозглашаемый основным законом страны.

В связи с этими формулировками Конституции в отношении созданных после войны Сил самообороны Японии возникало и продолжает возникать немало разного рода дискуссий.

Численность служащих Сухопутных, Морских и Воздушных сил самообороны составляет в общей сложности приблизительно 250 тысяч человек.

Бюджетные ассигнования на оборону 2016 года, включая расходы на передислокацию вооружённых сил США, размещённых на территории Японии, превышают отметку в 5 трлн йен.

Премьер-министр Японии Абэ Синдзо (посередине) осматривает вертолётонесущий эсминец «Идзумо» в ходе смотра Морских сил самообороны 18 октября 2015 г. в заливе Сагами у побережья префектуры Канагава (официальная съемка, фотография предоставлена Jiji Press)

Согласно принятой правительством страны интерпретации Конституции Японии, формулировка «отказ от войны» подразумевает захватнические войны, при этом правительство считает, что это не означает отказ от вооружённых действий в целях самообороны.

В связи с этим предполагается, что национальные Силы самообороны, «обладая минимальной необходимой силой для самозащиты», не попадают при этом под определение «вооружённой силы».

Более того, служащие Сил самообороны, неоднократно участвуя за рубежом в Операциях по поддержанию мира (PKO) Организации Объединенных Наций, не будучи наделены (в соответствии с Конституцией) правом применять оружие, направляются исключительно в качестве инженерных подразделений или штабного персонала.

Ещё один предмет споров – порядок международного сотрудничества

Дискуссии о пересмотре Девятой статьи ведутся главным образом вокруг следующих тем: (1) следует ли закреплять в конституции статус Сил самообороны; (2) следует ли ясно прописывать в конституции право на национальную самооборону; (3) следует ли определять в конституции невоенный характер международного сотрудничества, или же международное сотрудничество должно включать в себя и военную силу (в коллективных операциях ООН по поддержанию безопасности и т. п.).

В нижеприведённой таблице обобщены позиции, которые были изложены до настоящего времени в ходе работы Комиссии по вопросам Конституции Палаты представителей Парламента Японии.

В то время как одни считают, что «Конституцию Японии следует изменить в соответствии с реалиями времени», другие говорят о том, что «необходимо сохранить Девятую статью и приводить фактическое положение дел в соответствие с содержанием Конституции».

Более того, среди сторонников внесения поправок в основной закон, помимо консервативного крыла, имеются также либералы, и подходы этих сил к таким вопросам, как характер Сил самообороны, право на национальную самооборону, а также позиция в отношении коллективного обеспечения безопасности со всей очевидностью отличаются.

Основные позиции в отношении Девятой статьи

Поправки в Конституцию необходимы Вносить поправки в Конституцию не требуется, но необходимы другие законодательные меры Ни в том, ни в другом нет необходимости
Статус Сил самообороны
Статус Сил самообороны должен быть определён в КонституцииЛучше оставить всё как есть
В Конституции должен быть определён статус «Армии национальной обороны»В соответствии с содержанием Конституции, необходимо произвести роспуск Сил самообороны
Право на национальную самооборону (индивидуальную и коллективную)
Право на индивидуальную национальную самооборону следует ясно изложить в КонституцииПризнавая право на использование в минимально необходимой мере вооружённой силы в целях самообороны, вместе с тем сохранять Статью 9 в неизменном виде
Использование права на коллективную самооборону следует подтвердить путём внесения поправок в КонституциюИспользование права на коллективную самооборону подтверждать не следует
Проблема японско-американского договора безопасности и американских баз на территории Японии
В Конституцию следует внести положение о недопустимости пребывания на территории страны войск иностранных государствВ соответствии с Девятой статьёй японско-американский договор безопасности следует расторгнутьЯпонско-американский договор безопасности фактически является соглашением, обеспечивающим национальную безопасность
Статус сторон в соглашении Японии и США следует пересмотреть
Международное сотрудничество
В Конституции следует определить, что международное сотрудничество ограничивается лишь невоенной сферойНеобходимо принять основополагающее законодательство, ограничивающее международное сотрудничество лишь невоенной сферойЛучше оставить всё как есть
В Конституции следует определить правила международного сотрудничества, в том числе военного характера (коллективное обеспечение безопасности)Необходимо принять основополагающее законодательство о международном сотрудничестве, в том числе военном (коллективном обеспечении безопасности)
Ликвидация ядерного оружия и прочее
Отказ от ядерного оружия и три неядерных принципа следует ясно изложить в КонституцииТрём неядерным принципам следует придать форму законаЛучше оставить всё как есть

(Составлено редакцией nippon.com по материалам Комиссии по вопросам Конституции Палаты представителей Парламента Японии)

Намерение ЛДП: ясно изложить положение об «Армии национальной обороны» в изменённой конституции

В проекте пересмотренной конституции, который Либерально-демократическая партия предложила в 2012 году, имеется статья, недвусмысленно утверждающая право на самооборону, а Силы самообороны предстают как Армия национальной обороны.

Сохраняя «пацифизм» ныне действующей Конституции Японии, этот проект вместе с тем не содержит положений о «необладании вооружённой силой» и «отказе от права вести войну», определяя через основной закон статус армии в качестве вооружённой силы.

С другой стороны, позиция партии Комэй, партнёра ЛДП по правящему лагерю, не предусматривает рассмотрение Девятой статьи в качестве предмета конституционных поправок.

В ходе состоявшейся 21 июля пресс-конференции председатель партии Комэй Ямагути Нацуо заявил: «На основании действующей ныне интерпретации Девятой статьи был принят пакет законов о национальной безопасности (вступивший в силу в марте текущего года).

Мы не должны отрекаться от собственной позиции». Тем самым он дал понять, что не считает необходимым вновь определять статус Сил самообороны в конституции.

Ассоциация реформ Осаки, которая в целом положительно относится к внесению поправок в основной закон, вместе с тем считает пересмотр Девятой статьи «преждевременным» (сопредседатель Мацуи Итиро).

В проекте обновления конституции, который эта партия представила в марте, говорится о необходимости трёх принципиальных поправок: переход на безвозмездный принцип в образовании, реорганизация системы регионального самоуправления и учреждение Конституционного суда как органа, выносящего решения об интерпретациях конституции.

В составе Демократическо-прогрессивной партии имеется немало тех, кто положительно относится к пересмотру Девятой статьи, считая, что необходимо ясно определить рамки, ограничивающие полномочия Сил самообороны.

Но вместе с тем они выступают решительно против пакета законов об обеспечении национальной безопасности, который допускает использование права на коллективную самооборону, считая эти законы «антиконституционными», в связи с чем с неприятием относятся к внесению поправок в основной закон при власти под руководством премьер-министра Абэ Синдзо.

Коммунистическая партия Японии занимает позицию, согласно которой, следуя логике Девятой статьи, Силы самообороны должны быть распущены.

Опрос выявляет мнение большинства: «Изменять Девятую статью нет необходимости»

Согласно результатам опроса, который провела в апреле общественная вещательная корпорация NHK, доля тех, кто «считает, что изменять Девятую статью нет необходимости» (39,2%) превысила процент тех, по мнению которых «Девятую статью необходимо изменить» (22,1%).

Среди тех, кто высказался в пользу внесения поправок, в качестве причин многие указали на «необходимость чётко прописать в конституции обладание силой, позволяющей защищаться» (55,1%), а также «необходимость сделать так, чтобы страна могла участвовать в военной деятельности, главным образом, Организации Объединенных Наций» (22,6%).

С другой стороны, те опрошенные, кто считает, что «в изменениях нет необходимости», в качестве причин отметили, что «это самая важная статья с точки зрения мирного характера Конституции» (65,0%), а также то, что «можно и не вносить поправок, поскольку достаточно изменить интерпретацию Конституции» (15,0%), и то, что «пересмотр приведёт к ликвидации механизма, препятствующего использованию военной силы за рубежом».

Согласно сообщению NHK, опрос проводился методом случайной выборки телефонных номеров (RDD) по всей стране на протяжении трёх дней с 15 по 17 апреля, вопросы были предложены аудитории в 2 425 человек в возрасте от 18 лет и старше, ответы были получены от 1 523 человек (62,8%).

Фотография к заголовку: Здание Парламента Японии, Токио, снято в мае 2014 года (фотография предоставлена Jiji Press)

(Статья на японском языке опубликована 10 августа 2016 г.)

Источник: https://www.nippon.com/ru/features/h00146/

Юр-решение
Добавить комментарий