Ответственность за налоговые правонарушения в соответствии с налоговым кодексом рф

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Ответственность за налоговые правонарушения в соответствии с налоговым кодексом рф

Налоговые правонарушения — это совершенные умышленно или по неосторожности действия либо бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, которые нарушают законодательство о налогах и сборах и порождают ответственность по НК РФ.

Расскажем о понятии, функциях и признаках налоговой ответственности, ее основаниях. Поясним, в каком порядке к ней привлекают, какие обстоятельства от нее освобождают. Расскажем и о том, что может ее смягчить или, наоборот, усугубить.

Также разберемся в видах ответственности, грозящей за нарушение налогового законодательства.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение — так буквально называется раздел VI части первой НК РФ (гл. 15 — 18). Первая из них регулирует общие положения об ответственности за соответствующие деяния. Налоговая ответственность НК РФ урегулирована в гл. 16 и 18, где описаны конкретные нарушения со следующими за их совершение штрафами.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Понятие налоговой ответственности звучит следующим образом: это использование компетентными органами в отношении налогоплательщиков и иных содействующих уплате обязательных платежей лиц, которые совершили фискальное правонарушение соответствующих санкций. НК использует термин «налоговая ответственность» и термин «ответственность за совершение налоговых правонарушений» в качестве равнозначных.

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

  • государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
  • наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
  • применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
  • правонарушителя ждут определенные материальные потери;
  • воплощается процессуально (в установленном порядке).

Основания налоговой ответственности

По п. 3 ст. 108 НК, основание для привлечения лица за нарушение фискального законодательства — это фактическое доказывание вступившим в силу решением налоговиков совершения данного нарушения.

Таким образом можно выделить три основания:

  • нормативное — описание конкретного нарушения в законе (скажем, ст. 129.11 НК «, ч. 1 которой гласит, что непредоставление в установленный срок налогоплательщиком документации карается взысканием штрафа в 100 000 руб.;
  • фактическое — означает реальность совершенного нарушения;
  • процессуальное — соответствующий акт ФНС или суда, который вступил в силу.

Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:

  • налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры (гл. 11 НК) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК. Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК;
  • дисциплинарные (ст. 192 ТК) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП;
  • уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ).

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Обозначенный режим состоит из четырех этапов:

  1. Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
  2. Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120, 122 и 123 НК. Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по ст. 101.4 НК.
  3. Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. 19, 20 НК, а именно ст. 137, частично 138, о праве и режиме обжалования — ст. 139 —– порядок и срок подачи жалобы, 139.2 — ее форма и содержание, 139.3 — случаи оставления без рассмотрения, 140 — рассмотрение жалобы.
  4. Исполнение решений налоговиков (ст. 101.3 НК).

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК, нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности (ст. 113 НК).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК, являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.

Смягчение и отягчение

Ответственность за налоговые нарушения смягчается или отягчается благодаря наличию обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК. Смягчают ее:

  • стечение тяжких семейных или индивидуальных обстоятельств;
  • угрозы или принуждения, а также служебная, материальная или иная зависимость;
  • тяжелое материальное положение — для физического лица;
  • иные обстоятельства, которые признаются таковыми в конкретной ситуации.

Отягчает ответственность рецидив нарушения.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/otvetstvennost-po-nk

Об уголовной ответственности за налоговые преступления

Ответственность за налоговые правонарушения в соответствии с налоговым кодексом рф

Уголовным кодексом РФ предусмотрено четыре статьи, посвященных налоговым преступлениям. Разберемся в нюансах в ходе описания особенностей каждого из составов налоговых преступлений, а также специфики привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономики и налогов. 

I. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений

Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица и организации соответственно. 

Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.

Для налогоплательщиков — физических лиц (в том числе ИП) уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 900 тыс.

рублей (при условии, что доля неуплаченных налогов за 3 финансовых года превышает 10% от подлежащих уплате сумм налогов), либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 2 млн. 700 тыс. рублей (независимо от доли неуплаченных налогов). Аналогичным образом для налогоплательщиков — юридических лиц уголовная ответственность по п.1 ст.

199 УК РФ наступает в случае неуплаты 5 млн. рублей (при условии, что доля неуплаченных налогов за 3 финансовых года превышает 25% от подлежащих уплате сумм налогов) или 15 млн. рублей (безусловно).

Порядок определения выше указанных долей неуплаченных налогов для квалификации налоговых преступлений по статьям 198 и 199 УК РФ следующий:
Берутся все суммы налогов, которые налогоплательщик за рассматриваемый период уплатил, к ним прибавляются суммы налогов за тот же период, от уплаты которых по версии следствия он уклонился, и это будет составлять 100% (База). Далее, понятным образом, высчитывается доля всех «скрытых» налогоплательщиком налогов от этой базы, устанавливается больше 10% (или 25% — для юридических лиц) она или нет, есть состав преступления или нет.
Меры наказания за преступление, выразившееся в неуплате налогов (сборов), существенно отличаются в зависимости от того совершено оно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) по ст. 198 УК РФ или юридическим лицом по ст. 199 УК РФ. В первом случае максимальный срок лишения свободы составляет 3 года, а во втором, при условии, что преступление совершено в «особо крупном размере» (ч. 2 ст. 199 УК РФ) — 6 лет.

И здесь важно отметить, что преступления с наказанием до 3 лет лишения свободы относятся к преступлениям «небольшой тяжести», а преступление с наказанием от 5 до 10 лет — «тяжкое». А в зависимости от категории тяжести преступления УК РФ по-разному определяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Это значит, что индивидуальный предприниматель, если прошло 2 года с момента окончания им совершения налогового преступления, может в принципе спать спокойно, поскольку срок привлечения к уголовной ответственности за преступления «средней тяжести» истекает в указанный срок.

А с руководителем организации ситуация будет совершенно иная, при признаках состава преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в «особо крупных размерах»), срок давности привлечения к уголовной ответственности составит 10 лет с момента окончания совершения преступления. Т.е.

директора сегодня могут еще вздрагивать за те действия, которые были совершены в годах так в 2007, 2008.

За неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена ответственность по ст. 199.1 НК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.

Суммы неисполненных обязательств налогового агента, с превышения которых возникает уголовная ответственность, предусмотрены те же, что указаны выше для налогоплательщиков — юридических лиц (независимо от того является налоговый агент юридическим или физическим лицом). Максимальный срок лишения свободы по данной статье составляет 6 лет.

Субъект преступления в статье 199.

1 УК РФ четко не определен — это может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера). Обычно это бухгалтер, в соответствии с должностной инструкцией именно на него чаще всего возлагается обязанность исчислить налог, удержать и перечислить в бюджет.

Ключевой момент — наличие мотива (личная заинтересованность).

Личный интерес как мотив преступления может выражаться, например, в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. Доказательством наличия такого мотива, как свидетельствует судебная практика, являются, например, такие факты, когда в ситуации неперечисления налога 

  • бухгалтер и/или директор получают премию; 
  • произведена оплата контрагенту — аффилированному лицу;
  • выплачена заработная плата сотрудникам (в данном случае, по мнению судов, интерес директора может состоять в том, что он хочет укрепить авторитет в глазах подчиненных). 

Единственный способ избежать привлечения к ответственности по ст. 199.1 УК РФ – доказать полное отсутствие финансовой возможности для выполнения функции налогового агента на предприятии.

Статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов». 

В этой статье «крупный размер» отличается от вышеперечисленных статей и в соответствии с примечанием к статье 170.2 УК РФ составляет 2,250 тыс. рублей. 

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом. 

Доля привлечения к ответственности по этой статьей среди всех налоговых преступлений составляет 50-60 процентов. 

II. Об основаниях для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела.

При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию (п. 3 ст.

32 НК РФ).

Но такой порядок просуществовал недолго.

С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

Источник: https://www.taxcoach.ru/taxbook/Ob_ugolovnoy_otvetstvennosti_za_nalogovye_prestupleniya

Ильинов О. А. Правовые основы ответственности за совершение налоговых правонарушений в условиях реформы налогового администрирования

Ответственность за налоговые правонарушения в соответствии с налоговым кодексом рф

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ НАЛОГОВОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

административное право,

финансовое право,

информационное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва — 2007

Работа выполнена в ННОУ «Московский гуманитарный университет» на кафедре государственно-правовых дисциплин

Научный руководитель:                        кандидат юридических наук

                                                              Мельников Сергей Иванович

Официальные оппоненты:                    доктор юридических наук

                                                              Столяренко Владимир Михайлович

                                                              кандидат юридических наук

                                                              Тедеев Астамур Анатольевич

Ведущая организация:                          АНО «Международная академия

                                                              предпринимательства» (Институт)

Защита состоится 31 мая 2007г. в 14 час. в на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при ННОУ «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5/1, учебный корпус № 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ННОУ «Московский гуманитарный университет».

Автореферат разослан «____» ____________ 2007г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент                                            Е. В. Белоусова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Современный уровень развития общественно-экономических отношений неизбежно требует увеличения поступления налогов в государственный бюджет, упрощения налогового учета, стабильности и эффективности налоговой системы в целом. В этой связи неуклонно повышается интерес к вопросам реформирования налоговой системы и оптимизации процессов налогового администрирования.

Одной из важных задач, решаемых государством, является задача обеспечения поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также во внебюджетные фонды.

Выполнение данной задачи возможно лишь в том случае, когда имеется разработанный и отлаженный механизм налогового администрирования.

В этом смысле оптимально выстроенное налоговое администрирование выступает предпосылкой эффективного функционирования налоговой системы и, как следствие, государственной экономики.

К сожалению, нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно администрирование, а в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без единого концептуального подхода .

Исследование теоретических и практических аспектов администрирования налогов напрямую связано с необходимостью реформирования и совершенствования этого института налогового права с целью обеспечения надлежащего правового регулирования деятельности исполнительных и судебных органов на практике, создания баланса публичных и частных интересов.

Положения ст. 57 Конституции Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы. Но для исполнения закона недостаточно издать соответствующие юридические нормы.

Закон, в котором закреплены воля государства, право субъективного требования государства, является только абстрактной нормой, намечающей процесс поведения неограниченного круга субъектов. Для его исполнения, подчинения ему необходимы управляющие, организующие и контролирующие действия государства.

Их осуществляют уполномоченные государством органы, управляющие и работающие непосредственно с организациями и людьми, а через них управляющие имуществом, работами, услугами и общественными процессами.

Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством.

При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.

На настоящий момент одним из сдерживающих факторов повышения эффективности мобилизации налогов в бюджет являются сложившиеся методы налогового администрирования.

Возражения хозяйствующих субъектов вызывают в основном контролирующие функции: правила проведения налоговых проверок, и в частности повторных, количество и сроки проверок в течение года; перечень документов, которые налоговые органы вправе затребовать при камеральных проверках.

Отсутствие типовых процедур проверки, низкое качество проведения проверок, слабая доказательная база о взыскании налоговых санкций при рассмотрении дел в суде, широкое применение «фирм-однодневок», большое участие в обороте наличных денег и т.д.

– все это указывает на неотлаженный механизм налогового администрирования и необходимость осуществления мер по его дальнейшему совершенствованию.

Для борьбы с рассматриваемыми правонарушениями со стороны уполномоченных государством органов должен быть установлен постоянный контроль доходов и расходов организаций и физических лиц, преследующий цель изначально предоставить в распоряжение налоговых органов сведения, прямо или косвенно характеризующие объект налогообложения и налоговую базу по каждому налогоплательщику. Необходимо, чтобы система налогового администрирования не просто обеспечивала уменьшение уровня затрат на исполнение налогового законодательства для государства и для налогоплательщиков, но и формировала у последних понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов.

Указанные обстоятельства требуют определения и детального рассмотрения правовой природы администрирования налогов, а также подчеркивают значимость и актуальность изучения правовых основ ответственности за совершение налоговых правонарушений в условиях реформы налогового администрирования.

Степень разработанности темы и круг источников. Современный этап развития налоговой системы РФ, помимо внушительных объемов законотворческой работы, отмечен возросшей научной активностью, в том числе направленной на изучение вопросов налоговой ответственности.

Различные аспекты правового регулирования ответственности за совершение налоговых правонарушений были и ранее предметом анализа в налоговом, административном и уголовном праве. Тем не менее, вне поля зрения ученых остались вопросы комплексного исследования проблемы мер ответственности, установленных Налоговым кодексом РФ за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Вопросы о понятии и сущности налогового администрирования, о правовой природе налоговой ответственности, о конструкции налоговой ответственности в условиях налогового администрирования, о соотношении налоговой ответственности и добросовестного заблуждения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), о нормативно-правовом регулировании малозначительности совершенного деяния при привлечении к налоговой ответственности не стали предметом исследования в правовой науке.

Отсутствие теоретических разработок по рассматриваемой проблематике сказывается на частых и противоречивых изменениях и дополнениях, вносимых в Налоговый кодекс РФ, на непоследовательной правоприменительной практике налоговых органов и зачастую непредсказуемой позиции судов, что не способствует соблюдению режима законности и соблюдению прав и законных интересов государства, граждан и организаций.

При написании диссертационного исследования была использована научная и учебная литература по целому ряду отраслей права, включая общую теорию государства и права, административное, финансовое, налоговое, уголовное, гражданское и трудовое право.

Теоретической базойработы являются исследования в ряде отраслей российского права, связанные с правовым регулированием различных аспектов юридической ответственности российских ученых-правоведов: С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Д.Н. Бартоха, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, А.В. Бенедиктова, В.В. Витрянского, О.Н. Горбуновой, О.С. Иоффе, Ю.М. Козлова, А.Н.

Козырина, М.А. Краснова, Н.И. Химичевой, Ю.Х. Калмыкова, Е.А. Ровинского, И.С. Самощенко и других. В диссертации использованы также отдельные теоретические положения и выводы ученых-юристов Е.С. Белинского, А.В. Брызгалина, Г.А. Гаджиева, Ю.А. Денисова, В.И. Слома, А.Я. Курбатова, В. Карасевой, Л.Ю. Кролис, Г.К. Матвеева, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, С.А.

Герасименко, Л.Л. Голомазовой, И.И. Воронцовой, В.И. Гуреева, Ю.Н. Старилова, И.В. Хаменушко, А.М. Эрделевского и других.

В качестве правовой базы в настоящем исследовании диссертант опирался на Конституцию РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другие акты российского законодательства.

В диссертации анализируются нормы законодательных актов, устанавливающих санкции за нарушение налогового законодательства, правоприменительная практика налоговых органов по взысканию налоговых санкций, практика разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о налогах и сборах, а также постановления и определения Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности отдельных положений законов о налогах, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, органов исполнительной власти и др.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе привлечения лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предмет исследования составляют нормы законодательства о налогах и сборах, регулирующие общие положения об ответственности за налоговые правонарушения и практика их применения.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целью исследования является анализ правовых основ ответственности за совершение налоговых правонарушений, исследование особенностей ее регулирования в условиях реформы налогового администрирования, разработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства для повышения эффективности системы налоговой ответственности. Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой следующие основные задачи:

·     исследовать сущность налогового администрирования, дать научное определение данному понятию;

·     выявить правовую природу ответственности за совершение налоговых правонарушений;

·     определить место налоговой ответственности в системе юридической ответственности;

·     исследовать систему применяемых налоговым законодательством санкций, обосновать собственную позицию относительно правовой конструкции налоговой ответственности;

·     сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования вины как условия применения ответственности за совершение налоговых правонарушений;

·     сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования добросовестного заблуждения при применении ответственности за совершение налоговых правонарушений;

·     сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования малозначительности деяния при привлечении к налоговой ответственности.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные и специальные (частно-научные) методы исследования: исторический метод, системно-структурный метод, логический метод, статистический метод, технико-юридический метод, метод толкования, а также иные методы, традиционно используемые в юридической науке.

Эмпирической базой исследования послужила практика применения норм и положений, посвященных вопросам применения ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В целях настоящего исследования автором были проанализированы судебные акты по вопросам применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, в том числе более 200 судебных постановлений окружных арбитражных судов (Уральского округа, Северо-Западного округа, Западно-Сибирского округа, Восточно-Сибирского округа, Центрального округа, Дальневосточного, Волго-Вятского и Поволжского округа), более 30 писем инспекций ФНС России, аналитических записок региональных подразделений (управлений по субъектам) ФНС России, ряд материалов выездных налоговых проверок и др.

Научная новизна исследования состоит

Источник: https://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/abstract/Ilionov_OA/

Юр-решение
Добавить комментарий