П 1 ст 88 нк рф

Налоговая проверка за гранью полномочий: что нельзя делать в рамках камералки

П 1 ст 88 нк рф

У налогоплательщика нет законодательно предусмотренной обязанности по представлению дополнительных документов с декларацией по УСН. И поскольку ошибок в декларации инспекция не обнаружила, она не имела права истребовать дополнительные сведения и документы как у налогоплательщика, так и у его контрагентов.

Суть дела

Индивидуальный предприниматель подал в налоговую инспекцию декларацию по УСН. По результатам ее камеральной проверки налоговики пришли к выводу о занижении предпринимателем налоговой базы. Их смутило расхождение между суммой выручки, поступившей в течение года на расчетный счет предпринимателя (63 млн руб.

), и доходами, отраженными в налоговой декларации по УСН (5 млн руб.), и они решили с этим разобраться. Запросили у предпринимателя книгу учета доходов и расходов, книгу кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие ведение раздельного учета по специальным налоговым режимам (предприниматель применял также ЕНВД).

Кроме того, они запросили документы у контрагентов предпринимателя и провели осмотр помещений. В результате из расходов предпринимателя, уменьшающих налоговую базу, были исключены затраты по содержанию и уборке передаваемых в аренду и субаренду помещений и прилегающих к ним территорий, а также на ремонт арендованных помещений.

Налоговики не увидели связи этих расходов с деятельностью на УСН.

Как результат — вынесение решения о привлечении к ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначисление налога и пеней.

Предприниматель обратился в суд.

Судьи разошлись во мнении

Суд первой инстанции поддержал налоговиков, но в апелляции это решение было отменено.

Как установил апелляционный суд, инспекция не доказала, что:

  • сумма денежных средств, находящихся на расчетном счете предпринимателя, поступила от деятельности по УСН и является его доходом;
  • в налоговой декларации по УСН обнаружены ошибки и противоречия в сведениях.

А при этих обстоятельствах такое основание для выставления требования как расхождение между суммой выручки, поступившей на расчетный счет, и доходами, отраженными в декларации, может быть предметом исследования только в рамках выездной налоговой проверки. АС Уральского округа коллег из апелляции поддержал.

Итак, что же нарушили налоговики?

Истребование документов предпринимателя

При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе был истребовать у заявителя книгу учета доходов и расходов, книгу кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие ведение раздельного учета по специальным налоговым режимам. Запрет на подобные действия содержится в п. 7 ст.

88 НК РФ, в силу которого при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом.

Кроме того, глава 26.2 НК РФ также не предполагает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по УСН книгу учета доходов и расходов, книгу кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие ведение раздельного учета по специальным налоговым режимам.

Суд указал, что действия инспекции по истребованию данных документов не соответствуют положениям НК РФ, регулирующим порядок проведения камеральной проверки по настоящему предмету.

Взаимодействие с контрагентами и осмотр помещений

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Суд указал, что толкование положений ст. 88 и 93.1 НК РФ в совокупности и взаимосвязи предполагает наличие у налогового органа права в рамках камеральной проверки проводить какие-либо дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе предусмотренные ст. 93.1 НК РФ, только при наличии к этому оснований, предусмотренных ст.

88 НК РФ.

В данном случае законодательно предусмотренная обязанность по представлению дополнительных документов с декларацией по УСН у предпринимателя отсутствовала, наличие в декларации ошибок (неточностей, противоречий) инспекцией не доказано, поэтому суд пришел к выводу об отсутствии у инспекции законных оснований для истребования дополнительных сведений и документов как у предпринимателя, так и у его контрагентов.

Вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08.

Что касается спорных расходов по содержанию и уборке передаваемых в аренду и субаренду помещений и прилегающих к ним территорий, а также на ремонт арендованных помещений, то суд пришел к выводу об их подтверждении и обоснованности.

Налоговики, отказывая во включении спорных затрат в расходы, исходили из того, что эти расходы предпринимателя не связаны с деятельностью по УСН, поскольку это подтверждается протоколами осмотра территорий, приложенными к ним фотоматериалами, а также ответом контрагента налогоплательщика.

Однако суд указал, что правовых оснований для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в виде направления запроса субарендатору, а также совершения осмотров арендованных территорий и помещений после принятия оспариваемого решения у инспекции не имелось, поэтому письмо субарендатора на запрос инспекции и протоколы осмотра не отвечают критерию допустимости доказательств, так как добыты с нарушением порядка.

Принять к сведению

В статье 88 НК РФ установлено право истребования документов налоговыми органами в рамках камеральной налоговой проверки в случаях:

  • подтверждения налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);
  • когда НК РФ предусмотрено представление документов одновременно с представлением налоговой декларации (п. 7 ст. 88 НК РФ);
  • подтверждения правомерности налоговых вычетов по НДС при камеральной проверке декларации по НДС, в которой налог заявлен к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);
  • выявления противоречий либо несоответствий в сведениях об операциях, отражаемых в налоговой декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • представления уточненной налоговой декларации по истечении двух лет со дня, установленного для ее представления, если в ней уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, либо увеличена сумма убытка(п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/395778/

Истребование документов у налогоплательщика при камеральной налоговой проверке ограничено законом

П 1 ст 88 нк рф
А.Б. Кузнецов, старший юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

E-mail: info@pgplaw.ru

Предмет спора: имеют ли право налоговые органы на неограниченное истребование документов при камеральной налоговой проверке?Главный урок дела: Непредоставление документов, подтверждающих налоговые вычеты, при камеральной проверке не является основанием для доначисления налога – налогоплательщик обязан предоставлять проверяющим документы лишь в специально установленных случаях

До недавнего времени у налоговых органов были практически неограниченные возможности по истребованию у налогоплательщика документов в ходе камеральной проверки.

Непредоставление налогоплательщиком запрошенных документов становилось причиной не только привлечения к налоговой ответственности по статье 126 НК РФ, но и основанием для исключения проверяющими из состава расходов неподтвержденных сумм и отказа в вычетах по НДС, что влекло доначисление налога. Подтверждался такой подход и арбитражными судами1.

С 1 января 2007 г. Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ изменены положения статьи 88 НК РФ: право налоговых органов запрашивать документы в ходе камеральных налоговых проверок ограничено строго определенными случаями. По смыслу статей 88 и 93 НК РФ истребуемые документы должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки2.

Однако налоговые органы, несмотря на внесенные в законодательство изменения, по-прежнему зачастую запрашивают у налогоплательщиков неограниченный объем документов.

В ноябре 2009 г. Президиум ВАС РФ вынес постановление по делу, в котором рассматривался спор о том, может ли непредоставление налогоплательщиком запрошенных за пределами срока проведения камеральной проверки документов являться основанием для отказа инспекции в возмещении НДС3.

Суть спора

В ходе камеральной налоговой проверки по НДС проверяющие неоднократно истребовали у налогоплательщика копии документов, подтверждающих сумму заявленного к вычету налога: все счета-фактуры поставщиков, все первичные документы по приобретенным налогоплательщиком в проверяемом периоде товарам, работам, услугам, документы о принятии на учет приобретенных товарно-материальных ценностей.

Предоставление налогоплательщиком запрошенных проверяющими документов было сопряжено со значительными организационными трудностями, а изготовление копий запрошенных документов фактически парализовало бы работу бухгалтерии на несколько дней. Поэтому налогоплательщик отказал инспекции в предоставлении документов, подтверждающих суммы налоговых вычетов по НДС.

В связи с этим налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по статье 126 НК РФ. Кроме того, инспекция не подтвердила сумму заявленных в декларации налоговых вычетов, начислила НДС, пени и привлекла налогоплательщика к ответственности за неуплату налога (ст. 122 НК РФ).

Позиция налогового органа

Налоговый орган полагал, что налогоплательщику обоснованно доначислены налог и пени, а инспекцией не было допущено нарушений при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности по статьям 122, 126 НК РФ

 ДОВОДЫ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В обоснование своей позиции налоговый орган заявил следующее. 1. При проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, в любых случаях, когда в декларации заявлены такие вычеты. 2. Праву налогового органа по истребованию документов корреспондирует обязанность налогоплательщика предоставлять запрошенные документы, подтверждающие заявленные налоговые вычеты.

3. Поскольку обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов лежит на налогоплательщике, непредоставление по требованию проверяющих документов, обосновывающих вычеты, означает неподтвержденность заявленных вычетов.

Позиция налогоплательщика

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Порядок реализации этого права налогового органа и соответствующей обязанности налогоплательщика при осуществлении мер налогового контроля предусмотрен статьями 88 и 93 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Право налогоплательщика на налоговые вычеты закреплено в Налоговом кодексе РФ.

 В рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие налоговые вычеты.

Налогоплательщики обязаны предоставлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов лишь в случаях, предусмотренных НК РФ (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 88 НК РФ (в ред., действующей с 01.01.2007) предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе запрашивать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено Кодексом вместе с налоговой декларацией или если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ.

Законодательство о налогах и сборах не возлагает на налогоплательщика обязанность по представлению в налоговый орган одновременно с декларацией пакета документов, подтверждающих его право на налоговый вычет, что подтверждается сложившейся арбитражной практикой 4.

При этом сама статья 88 НК РФ устанавливает право налоговых органов на истребование у налогоплательщика документов, если он использует какие-либо налоговые льготы либо если им подана налоговая декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.

Указанный вывод подтверждается позицией Минфина России: налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, только при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение5.

Истребование налоговым органом документов, подтверждающих вычеты по НДС, противоречит сущности камеральных проверок, позволяя инспекции фактически провести выездную налоговую проверку, для которой предусмотрен особый порядок.

С учетом того, что в спорном случае налогоплательщик не применял налоговых льгот и НДС к возмещению не заявлял, у налогового органа отсутствовало право истребования документов. Поэтому непредоставление налогоплательщиком запрошенных проверяющими документов не может служить основанием для доначисления налога.

 ПРАВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НА НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ
Налогоплательщик вправе уменьшить исчисленный налог на сумму налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ). Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РФ после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии соответствующих первичных документов (второй абзац п. 1 ст. 172 НК РФ).

Позиция суда

Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика, указав, что налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации. Инспекцией не заявлено об ошибках и противоречиях в декларации, что исключает возможность запрашивать у налогоплательщика документы о его финансово-хозяйственной деятельности.

Суд отметил, что запрет подобных действий содержится в пункте 7 статьи 88 НК РФ, где право истребования документов налоговым органом предусмотрено лишь при использовании налогоплательщиком налоговых льгот либо при заявлении НДС к возмещению.

В иных случаях налогоплательщик может отказать инспекции в предоставлении запрошенных документов.

Суд подтвердил неправомерность доначисления налога в связи с непредоставлением налогоплательщиком подтверждающих правильность исчисления налога документов, тем самым установив, что камеральная налоговая проверка носит ограниченный счетный характер, в рамках которой налоговый орган не проверяет вопросы исчисления налога.

Суд пришел к этому выводу несмотря на то, что кассационная инстанция того же судебного округа ранее высказала мнение, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе истребовать подтверждающие документы в любых случаях, когда в декларации заявлены вычеты (как при представлении налогоплательщиком декларации с суммой налога к возмещению, так и при подаче декларации с суммой налога к уплате)6.

В рассматриваемом деле суды учли, что ВАС РФ  при рассмотрении положений статьи 88 НК РФ применительно к налогу на доходы физических лиц пришел к выводу, что в ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие налоговые вычеты по НДФЛ, поскольку такое право налоговых органов напрямую статьей 88 НК РФ не предусмотрено7. А позднее Президиум ВАС РФ определил правовую позицию по применению статьи 88 НК РФ8.

Правомерность избранной позиции по камеральным проверкам по НДС подтверждается и окружной арбитражной практикой: исходя из буквального толкования пунктов 7 и 8 статьи 88 НК РФ налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки вправе истребовать документы, подтверждающие налоговые вычеты, если в налоговой декларации заявлено право на возмещение налога9.

Следует отметить, что и в случае применения налогоплательщиком льгот, и в случае заявленного им к возмещению НДС право налоговых органов на истребование документов ограничено тремя месяцами с момента представления налоговой декларации.

Дело в том, что в НК РФ уточнен момент, с которого отсчитывается срок проведения камеральной проверки: с 1 января 2009 г.

она осуществляется в течение трех месяцев со дня представления именно декларации, а не со дня представления декларации и всех документов, как это было ранее.

Истребовать у налогоплательщика, заявившего НДС к возмещению, документы, подтверждающие налоговые вычеты, инспекция может лишь в период проведения камеральной проверки.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено продления сроков проведения камеральной проверки – значит, инспекция вправе запросить подтверждающие документы лишь в течение 3 месяцев.

Того же мнения придерживается и Минфин России10.

Таким образом, налогоплательщик, заявивший НДС к возмещению, вправе не предоставлять инспекции подтверждающие налоговые вычеты документы, если соответствующее требование направлено налоговым органом за пределами трех месяцев, отведенных на камеральную проверку.

В этом деле суды трех инстанций отказались удовлетворить требования налогоплательщика о признании незаконным решения инспекции об отказе в возмещении НДС, поскольку он не представил документы, подтверждающие налоговые вычеты.

Суды не сочли трехмесячный срок на проверку пресекательным и признали, что его истечение не освобождает налогоплательщика от исполнения требования о предоставлении документов.

Налогоплательщик же полагал, что за пределами установленного законом срока проведения камеральной проверки инспекция не вправе требовать от него подтверждающие документы.

Постановлением от 17.11.2009 № 10349/09  Президиум ВАС РФ отменил все принятые по делу судебные акты, требования налогоплательщика удовлетворил и признал незаконным решение налогового органа об отказе в возмещении НДС.

Вывод

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция вправе запросить документы лишь у налогоплательщика, применившего налоговые льготы либо заявившего НДС к возмещению.

Но и в этих случаях проверяющие могут истребовать лишь документы, подтверждающие льготы либо вычеты по НДС.

Во всех иных случаях, не указанных в статье 88 НК РФ, налогоплательщик вправе не предоставлять проверяющим документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога.

Запросы о предоставлении документов, направленные налогоплательщику по завершении установленного законом срока на камеральную проверку, налогоплательщик вправе не исполнять.

A.B. Kuznetsov
Demands for Documents from a Taxpayer during a Desk Tax Audit Are Restricted by Law Subject of the dispute: Are the tax authorities entitled to make unlimited demands for documents during a desk tax audit?
Main lesson of the case:

Источник: http://nalogoved.ru/art/1934.html

Камеральная налоговая проверка в новом обличье

П 1 ст 88 нк рф

Продолжая анализ внесенных изменений в части администрирования налогов, хотелось бы отметить, что благоприятных для налогоплательщиков поправок нет. Нововведения, принятые Федеральным законом от 28.06.2013 г.

№134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее по тексту – Закон №134-ФЗ) направлены на ужесточение мероприятий, проводимых в рамках камеральной налоговой проверки и призваны пресекать операции с использованием так называемых фирм-однодневок.

ОТЛИЧИЕ ВЫЕЗДНОЙ ОТ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ). Согласно п. 1 ст.

88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится не на территории налогоплательщика, а по месту нахождения налогового органа.

Истребование документов у налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок ограничены положениями ст. 88 НК РФ.

Начиная с 2014 г., налогоплательщик уже испытал на себе пресс введенных изменений в части проведения камеральных налоговых проверок

Уже в этом году в копилку оснований для истребования документов и пояснений с целью проведения камеральных налоговых проверок добавлены «убыточные» декларации (по всем налогам), а также уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ). Налогоплательщик, подавая уточненную налоговую декларацию (налоговый расчет) на «минус», автоматически получает требование предоставить пояснения, обосновывающие размер и причину убытка.

Прежде чем перейти к рассмотрению нововведений, проанализируем важное для налогоплательщиков Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г.

№33 «О некоторых вопросах, возникновения у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» (далее по тексту – Пленум №33) в части правомерности истребования документов в рамках камеральной проверки при осуществлении не облагаемых (освобожденных) от НДС операций.

КОГДА К ВАМ МОЖЕТ ПРИЙТИ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА?

«Льготная» камеральная проверка

Львиная доля арбитражных споров посвящена вопросам предоставления документов, подтверждающих право на применение налоговых льгот. Так, согласно п.6 ст.88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговой декларации с заявленным правом на применение налоговых льгот, налоговые органы вправе запросить документы, подтверждающие эти льготы.

Порядок истребования налоговыми органами документов в части применения налоговых льгот рассмотрен в п.14 Постановления Пленума №33.

В силу п.6 ст.88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Как отмечено в п.14 Пленума №33, при применении указанной нормы необходимо использовать понятие «налоговая льгота» в смысле, определенном п. 1 ст. 56 НК РФ. А согласно п. 1 ст. 56 НК РФ, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

То есть, под действие п.6 ст.88 НК РФ подпадают те перечисленные в ст.149 НК РФ операции, освобожденные от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

В качестве примера налоговых льгот судьями приводятся следующие операции:

  •  реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций (пп.5 п.2 ст.149 НК РФ);
  •  реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями (пп.1 п.3 ст.149 НК РФ);
  •  реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в пп. 12.2 п. 2 ст.149 НК РФ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);
  •  оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп.14 п.3 ст.149 НК РФ).

В подобных ситуациях налоговые органы вправе запросить документы, подтверждающие использование налоговых льгот.

Вместе с тем не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения в силу п. 2 ст. 146 НК РФ или освобождаемым от налогообложения в силу ст. 149 НК РФ, когда целью освобождения не являлось предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

В этих примерах наглядно показано различие между операциями, по которым предоставление документов в рамках камеральной налоговой проверки обязательно, от операций, по которым налогоплательщик вправе не представлять документы и, соответственно, не уплачивать штраф по ст.126 НК РФ.

Одним из излюбленных запросов налоговых органов, осуществляемых в ходе камеральной налоговой проверки, являются истребование документов по операциям реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

Согласно пп.25 п.2 ст.

149 НК РФ данные операции не подлежат налогообложению НДС (освобождаются от налогообложения) и отражаются в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению».

Так, в одном из рассматриваемых судебных решений (Решение арбитражного суда Брянской области от 08.08.2014 г. №А09-6248/2014) при проведении камеральной проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении следующих документов:

  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • копии полученных и выданных счетов-фактур;
  • документы, подтверждающие сумму реализации по операциям, освобождаемых от налогообложения по НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ (договоры, заключенные с поставщиками и покупателями товара, товарные накладные, ТТН, ж.д. накладные).

Посчитав указанное требование налогового органа незаконным, налогоплательщик не исполнил его, что впоследствии привело к штрафным санкциям.

Как указал суд, одним из показателей по которому тот или иной пункт ст. 149 НК РФ, признается льготой или нет, является указание на определенный круг лиц, которым дается такое освобождение.

Исходя из этого, вердикт суда — операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов не являются налоговой льготой, поскольку не предоставляют преимущества одному лицу перед другим, следовательно, требование инспекции о предоставлении документов на подтверждение льготы является незаконным.

На сегодняшний день арбитражные суды уже «взяли на вооружение» позицию Пленума №33 и в своих решениях опираются на вышеприведенную аргументацию.

АРБИТРАЖНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ (НАЛОГОВЫЙ АРБИТРАЖ)

Проанализируем последние судебные баталии на предмет того, какие операции могут рассматриваться как льготные, а какие представляют собой лишь специальные правила налогообложения и, соответственно, на них распространяется иммунитет на представление документов в рамках камеральной проверки:

Реквизиты судебного решенияВердикт суда
Решение арбитражного суда Удмуртской области от 22.08.2014 г.№А71-6132/2014Поскольку в пп.13 п.2 (услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов) и пп.15 п.3 ст.149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО) предусмотрены специальные правила налогообложения соответствующих операций, а не нормы об освобождении определенной категории лиц от уплаты налога, то заявителем в налоговых декларациях налоговые льготы использованы не были, в связи с чем налоговый орган не вправе был истребовать у заявителя документы, указанные в требованиях.
Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 г. №А29-8987/2013Сославшись на статью 56 НК РФ и Постановление, суд указал, что налоговые освобождения, которые указаны в пп. 4 (услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность) и пп.25 п. 2 (реализация лома и отходов черных и цветных металлов), а также в пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО), не носят характера налоговых льгот, поскольку не являются преимуществами, предоставляемыми лишь отдельным категориям налогоплательщиков.
Решение арбитражного суда Приморского края от 18.07.2014 г. №А51-11425/2014

Источник: https://rosco.su/press/kameralnaya_nalogovaya_proverka_v_novom_obliche/

Особенности представления документов в рамках камеральной проверки — Audit-it.ru

П 1 ст 88 нк рф

Денисова М. О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В ходе камеральной проверки организация ЖКХ получила требование о представлении документов и договоров, которые относятся к ее контрагентам и их хозяйственным отношениям с другими организациями.

В частности, запрашивается договор контрагента с компанией, которую он привлек для исполнения обязательств в рамках договора, заключенного с организацией.

Должны ли быть представлены затребованные документы (тогда организации придется запросить их у контрагента) или можно отказаться от их представления ввиду того, что организация ими не располагает? Могут ли возникнуть неприятности в случае такого отказа?

Когда требование о представлении документов законно?

Итак, организация ЖКХ получила требование о представлении документов в рамках проведения камеральной проверки конкретной налоговой декларации (вероятно, по налогу на прибыль или НДС).

Можно предположить, что данные документы необходимы налоговому органу для проверки обоснованности заявленных расходов (налоговых вычетов) в конкретном налоговом периоде.

Иными словами, налоговый орган проверяет обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды (в виде уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на конкретные расходы, уменьшения суммы начисленного НДС на конкретные налоговые вычеты).

С одной стороны, в силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы.

С другой стороны, в соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено Налоговым кодексом.

Согласно ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, если:

  • в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, либо несоответствие сведений, поданных налогоплательщиком, сведениям, приведенным в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3);

  • налогоплательщик применил налоговые льготы (истребуются документы, подтверждающие право на такие льготы) (п. 6);

  • в налоговой декларации заявлено право на возмещение налога (запрашиваются документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов) (п. 8);

  • выявлены противоречия в сведениях об операциях, содержащихся в декларации по НДС, либо несоответствие таких сведений, приведенных в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации, поданной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом), или журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган таким лицом, если данные противоречия, несоответствие свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо завышении суммы налога, заявленной к возмещению (запрашиваются счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям) (п. 8.1).

Таким образом, в требовании налогового органа должно быть отмечено, по какому из перечисленных выше оснований должны быть представлены документы, иначе невозможно оценить правомерность действий налоговиков.

Можно ли отказаться от представления документов?

Что касается возможности отказаться от представления запрашиваемых документов, необходимо отметить следующее.

Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в названные сроки документов с указанием причин и сроков, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Такое уведомление составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@. В форме предусмотрены две причины непредставления документов в срок, одна из которых – их отсутствие (утрачены, не поступали (не составлялись)).

Таким образом, у налогоплательщика есть возможность отказаться от представления документов по причине их отсутствия, но сделать это нужно на следующий день после получения соответствующего требования.

Каковы негативные последствия отказа от представления документов?

За непредставление в срок запрашиваемых в рамках налоговой проверки документов (ненаправление уведомления о невозможности представления таких документов) организации грозит штраф по ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ) в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Однако, по нашему мнению, это не все негативные последствия, которые могут иметь место в данном случае.

Если запрос документов продиктован наличием противоречий в сведениях о сделке, зафиксированных в налоговых декларациях организации и ее контрагента (лица, привлеченного контрагентом для исполнения обязательств по договору), например, организация заявила по сделке вычет НДС, который исполнителями не начислялся и не уплачивался в бюджет, проверка данного факта со стороны налогового органа не прекратится после получения уведомления об отсутствии у налогоплательщика запрашиваемых документов. У налогового органа достаточно инструментов для выяснения подробностей хозяйственной деятельности юридического лица в данной части. Это запрос документов о движении денежных средств и у банков, и у контрагентов (их партнеров) как в рамках проведения налоговых проверок, так и вне таковых (см. ст. 93.1 НК РФ).

* * *

В том случае, когда запрос документов основан на положениях ст. 88 НК РФ, его следует считать обоснованным. Отказаться от представления документов по причине их отсутствия можно, но сделать это нужно достаточно быстро – сразу после получения требования (на следующий день).

Если налоговый орган располагает сведениями о том, что проверяемый налогоплательщик отразил свои обязательства перед бюджетом иначе, чем его контрагент (партнер контрагента), отказ от представления документов не удовлетворит интерес налоговиков к спорной сделке.

Таким образом, при возможности получения организацией запрашиваемых документов рекомендуем представить их налоговому органу для подтверждения реальности совершенной операции и обоснованного получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/954470.html

Юр-решение
Добавить комментарий