Ст 51 градостроительного кодекса разрешение на строительство

Разрешение на строительство

Ст 51 градостроительного кодекса разрешение на строительство

:  5 / 5

Может возникнуть такая ситуация, что администрацией города было подписано постановление о выделение участка под строительство некому предприятию или частному застройщику. Согласно этого постановления есть ряд домов рекомендованных к сносу и отселению жильцов до начала строительства.

Отселение никто не произвел, но несмотря на это администрация выдала разрешение на строительство.

Теперь этот застройщик не только ведет строительство впритык к существующим домам, но еще и на основании этого разрешения выступает против жильцов в суде с иском о прекращении права собственности на недвижимость и устранении препятствий в пользовании земельным участком и ведении разрешенного строительства.

Существуют и иные ситуации, когда выданные нарушения на строительство нарушают права иных собственников недвижимого имущества и других граждан. В этом случае необходимо признать разрешение на строительство недействительным.

Безусловно, для признания разрешения на строительство недействительным должны быть правовые основания, такие как выдача разрешения на строительство в нарушение строительных норм и правил, либо нарушение порядка выдачи разрешения на строительство (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Юридически существуют возможности отмены разрешения на строительство, вариантов здесь 2: 1. Отмена самим органом местного самоуправления в порядке самоконтроля. То есть необходимо обратиться с жалобой в сам орган местного самоуправления, обосновав незаконность выдачи разрешения на строительство. В соответствии с положением ст.

48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») следует, что орган местного самоуправления не вправе безосновательно и произвольно отменять ранее принятые им акты, затрагивающие права и законные интересы третьих лиц. Как указано в Постановлении 12ААС от 27 февраля 2012 г. N 12АП-982/12 Основанием для отмены не нормативного акта может служить лишь несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом нужно учитывать, что в соответствии с частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления исключительно в следующих случаях:

  1. принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

  2. отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

  3. расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

  4. прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

2. Второй вариант — это обращение в суд и обжалование незаконных действий ОМСУ, а также признание незаконным акту ОМСУ. Поэтому юридические механизмы для обжалования есть, самое главное — правильно обосновать свои доводы.

Рассмотрев конкретную ситуацию наши специалисты смогут предложить конкретный вариант разрешения сложившейся ситуации и наметить план действий по достижению желаемого результата.

Получение разрешений на строительство

Как известно, для получения права осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства застройщик должен получить разрешение на строительство, указанное в ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Важность разрешения на строительство заключается не только в том, что оно подтверждает соответствие проектной документации определенным требованиям (например, градостроительному плану земельного участка) и дает застройщику право вести строительство.

Построенный (реконструированный) в соответствии с разрешением на строительство объект капитального строительства не может быть признан самовольной постройкой (ст.

222 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее — ГК РФ), если, конечно, соблюдены другие необходимые требования.

Градостроительный кодекс не предусматривает возможности выдачи бессрочного разрешения на строительство. Наоборот, закон говорит о выдаче разрешения на строительство на определенный срок (п. 19 ст. 51 ГрК РФ).

Поэтому если застройщик не укладывается в этот срок (не успевает закончить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в срок, указанный в разрешении на строительство), у него возникает потребность продлить срок действия разрешения на строительство.

Если же застройщик продолжает строительство (реконструкцию) за пределами срока действия разрешения на строительство, его действия будут незаконными и он может быть привлечен как к административной (ст. 9.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; далее — КоАП РФ), так и к гражданской (ст. 222 ГК РФ) ответственности.

На практике возникает вопрос о необходимости получения других документов (помимо разрешения на строительство) для производства (выполнения) тех или иных строительных (реконструктивных) работ, а при продлении срока действия разрешения на строительство нередко возникают судебные споры с участием застройщиков. Действующий Градостроительный кодекс (ст.

51) указывает, что «…разрешение на строительство представляет собой документ…

дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», и не обязывает застройщика получать иные разрешения на работы, производящиеся на основании полученного разрешения на строительство (в частности, на строительно-монтажные работы).

Выдача разрешений на производство каких-либо отдельных строительных, реконструктивных работ (включая строительно-монтажные работы) не была предусмотрена федеральным законодательством в период действия Градостроительного кодекса 1998 г., не предусмотрена она законом и в действующем Градостроительном кодексе.

Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своем Определении от 1 сентября 2004 г. N 71-Г04-19 (в период действия Градостроительного кодекса 1998 г.) указала: «…

выдача разрешений на производство каких-либо отдельных строительных работ, в том числе на выполнение строительно-монтажных работ, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена».

Данное указание суда правомерно и сегодня.

Согласно ст. 72 Градостроительного кодекса РФ законы и иные нормативные акты в области градостроительства, действующие на территории РФ, применяются, если они не противоречат настоящему Кодексу. Ведомственные нормативные правовые акты, ограничивающие права граждан и юридических лиц могут быть изданы только в соответствии с федеральным законом, которого, как указывалось выше, не имеется.

Продление срока действия разрешения на строительство

В случае если застройщик не успевает закончить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства в срок, указанный в разрешении на строительство, закон дает ему возможность продлить этот срок (ведь продолжение строительства за пределами срока, указанного в разрешении на строительство, будет незаконным). Вопросы, связанные с продлением срока разрешения на строительство, неоднократно обсуждались.

Многочисленные судебные разбирательства по делам о продлении срока действия разрешения на строительство дают основание утверждать, что судебная практика по таким делам устоялась:

  • суды обязывают продлить срок действия разрешения на строительство тот орган, который выдал соответствующее разрешение на строительство (даже если на момент рассмотрения дела судом этот орган лишен права выдавать разрешения на строительство);
  • застройщик имеет право на продление срока действия разрешения на строительство даже тогда, когда подал заявление о продлении этого срока менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия разрешения, или даже после того, как срок действия данного разрешения истек.

Действующее законодательство содержит единственное основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство — если строительство, реконструкция объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи застройщиком заявления о продлении действия соответствующего разрешения и т. д.

Обращаясь в орган, выдавший разрешение на строительство, или в суд, застройщик не должен представлять проект организации строительства, предусматривающий новый (увеличенный) срок строительства (реконструкции) объекта капитального строительства.

Факт выдачи разрешения на строительство (срок действия которого застройщик хочет продлить) свидетельствует о наличии у застройщика утвержденной проектной документации, имеющей положительное заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, и документов, удостоверяющих право на использование для строительства земельного участка. Проект организации строительства и иные документы, требуемые для получения разрешения на строительство, уже представлялись застройщиком при обращении за выдачей разрешения на строительство и не подлежат «…повторному представлению на стадии продления разрешения на строительство в целях проверки проектной документации на предмет соответствия требованиям градостроительного законодательства».

Еще раз подчеркнем: застройщик, имеющий разрешение на строительство, полученное в установленном порядке, не обязан получать иных разрешений на производство работ, являющихся частью строительства или реконструкции (земляные работы; работы по установке вспомогательных объектов, используемых для обеспечения строительства; строительно-монтажные работы и т.д.). Иными словами, застройщику не надо получать ни разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, ни ордеров на производство каких-либо работ, являющихся частью законно осуществляемого застройщиком строительства (реконструкции).

Не нужно забывать: прежде чем обращаться с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство к органу, выдавшему это разрешение, требуется, чтобы проектировщик изменил (увеличил) в проекте организации строительства сроки строительства (реконструкции).

Ведь срок строительства (реконструкции), как установил законодатель, должен определяться не застройщиком, не участниками долевого строительства (называемыми в обиходе дольщиками) и не органом, выдавшим разрешение на строительство, а техническим специалистом — проектировщиком.

Именно проектировщик устанавливает время, необходимое застройщику для завершения строительства (реконструкции). И если это время будет необоснованным, его можно будет попытаться оспорить в ходе судебного разбирательства.

Источник: http://advokat-bystrickaja.ru/grazhdanskie-dela/spory-po-nedvizhimosti.html

Разрешение на строительство не требуется для

(п.17 ст 51 Градостроительный Кодекс)

  • строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  • изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
  • капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
  • иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

   Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Процедура получения разрешения

   Процедура получения разрешения на строительство регулируется статьей 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК). Для получения разрешения на строительство объекта, в отношении проектной документации которого экспертиза не проводится, заключение экспертизы не требуется.

По общему правилу части 4 статьи 51 ГрК разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи и другими федеральными законами.

   Федеральным законодательством не установлены требования заявления о выдаче разрешения на строительство. Однако такие требования могут устанавливаться нормативными правовыми актами регионального или местного уровня.

Необходимые документы

(п.7 ст 51 Градостроительный Кодекс)

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

1_1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, — указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

г) архитектурные решения;

 д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;        

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12_1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3_4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4_1) заключение, предусмотренное частью 3_5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6_2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6_1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, — соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6_2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;          

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

Источник: http://blagproekt.ru/zhelp/razreshenie

Ст 51 градостроительного кодекса рф выдача разрешений на строительство

Ст 51 градостроительного кодекса разрешение на строительство

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если

ГрК РФ Статья 51. Разрешение на строительство

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев,

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Статья 51. Выдача разрешений на строительство

В случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 — 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

  • Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции: 1) утратил силу; 2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), — федеральным органом управления государственным фондом недр; 3) объекта использования атомной энергии — уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; 3.1) объекта космической инфраструктуры — Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос»; 4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; 5) утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 октября 2014 г.
  • В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.
  • Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр).
  • В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос».

Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 1.

1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, — указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 4.1) заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; 6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, — соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; 6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; 8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

Градостроительный кодекс РФ — Статья 51. Выдача разрешений на строительство

Источник: http://pdi.spb.ru/st-51-gradostroitelnogo-kodeksa-rf-vydacha-razresheniy-na-stroitelstvo

Глава 1. Градостроительное регулирование

Ст 51 градостроительного кодекса разрешение на строительство

Согласно ст.

51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее — Разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, ППТи ПМ, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

По общему правилу Разрешение выдается по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче Разрешения утверждается в особом порядке[1].

Особый порядок выдачи Разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:

  • объектов космической инфраструктуры;
  • гидротехнических сооружений;
  • объектов, связанных с использованием недр;
  • объектов, связанных с атомной энергией, и т. п.

Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, Разрешение выдается исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).

Также особый порядок выдачи Разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

  • на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, — выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района — органом местного самоуправления муниципального района.

При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утвержденных ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, а также в иных предусмотренных законом[2] случаях.

Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КОТ, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства — многоквартирных домов — в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными ППТиПМ.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче Разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[3], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.

При этом в случае обращения за выдачей разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства перечень приложений к заявлению намного короче — достаточно представить правоустанавливающие документы на участок, ГПЗУ, выданный также не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; а также описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны ОКН, о соответствии ПД объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, а в случае строительства объекта в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с законом № 73-ФЗ для данного исторического поселения, в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства к заявлению о выдаче разрешения на строительство такого объекта не требуется (п. 9 ст. 51 ГрК РФ). Некоторые из этих документов в случае их непредоставления застройщиком могут быть запрошены уполномоченным органом в порядке межведомственного взаимодействия, при условии их наличия у запрашиваемого органа.

При этом в силу прямого указания п. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать у заявителя иные документы, кроме вышеуказанных.

Уполномоченный орган в течение 10 дней с момента получения заявления о выдаче Разрешения должен рассмотреть его и вынести решение о выдаче Разрешения или об отказе в выдаче с указанием причин.

При этом п. 13 ст.

51 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче Разрешения: уполномоченный орган отказывает в выдаче Разрешения при отсутствии необходимых документов, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения Разрешения ГПЗУ, или в случае выдачи Разрешения на строительство линейного объекта требованиям ППТиПМ, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Согласно п. 14 ст. 51 ГрК РФ отказ в выдаче Разрешения может быть оспорен в судебном порядке. Анализ судебной практики показывает, что частой является ситуация, когда уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство, расширительно толкуя приведенные выше положения ст.

51 ГрК РФ и требуя представления непредусмотренных указанными нормами документов (например, акта оценки зеленых насаждений, подлежащих сносу). Анализируя положения п. п. 1, 7, 11 и 13 ст.

51 ГрК РФ, суды делают вывод о том, что перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим, и отменяют соответствующие решения[4].

1.6.2. Форма разрешения на строительство

Форма Разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению Разрешения.

Нарушение утвержденной формы или порядка ее заполнения при выдаче Разрешения может повлечь за собой признание такого Разрешения несоответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового Разрешения. Например, Разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нем сведений проектной документации[5].

1.6.3. Случаи строительства без разрешения

По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании Разрешения, а осуществление указанных действий в отсутствие Разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.

При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение Разрешения не требуется:

  1. строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  2. строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);
  3. строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  4. изменение объектов капитального строительства (их частей), в т. ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
  5. иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение Разрешения не требуется[6].

Источник: https://www.kachkin.ru/glava-1-1_6

Юр-решение
Добавить комментарий