Защита интеллектуальных прав курсовая работа

2013

Защита интеллектуальных прав курсовая работа

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра гражданскогои семейного праваУчебная дисциплина«Гражданское право».

Курсовая работана тему

«АВТОРСКИЕ ПРАВАИ ИХ ЗАЩИТА»

Выполнила студентка4 курса 439 группы Института права иэкономики, отделения «Избирательноеправо»

Толстова АннаАлександровна

Поверил

Cаратов

  1. Введение.

  2. Понятие авторских прав.

  3. Авторство в сети Интернет.

  4. Защита авторских и смежных прав.

    1. Понятие защиты и её общая характеристика.

    2. Гражданско–правовые способы защиты авторских и смежных прав.

    3. Административно — правовая и уголовно-правовая защита авторских и смежных прав.

  5. Заключение.

  6. Список литературы.

1. Введение

В современнойжизни все стремительней развиваетсянаука, техника и культура, не последнееместо в нашей жизни занимает и творчество.

Одним из важных условий развитиялитературы, науки и искусства являетсяпризнание за создателями творческихпроизведений и лицами, которые правомерноих используют, определённых гражданскихправ.

Основной задачей государстваявляется обеспечение их надёжнойправовой защитой. В этой работе речьпойдёт об авторских и смежных с нимиправах.

Однако сегодняавторские и смежные права часто нарушатсяи нуждаются в усиленной защите.

Основнойзадачей курсовой работы являетсяисследование вопросов об исключительнойприроде авторских и смежных прав испособов их защиты.

Цельюработы является определение особенностейправового регулирования авторского исмежного права на современном этаперазвития гражданского законодательства,выявление и разрешение проблем защитыавторских и смежных прав, возникающихв теории и практики гражданского права.Достижение указанных целей осуществлялосьс помощью решения комплекса задач, изкоторых можно выделить следующие:

— анализ историиразвития российского законодательства,регулирующего авторские и смежныеправа;

— анализ сущностии значения авторского и смежного права;

— исследованиеразличных видов смежных прав;

-изучение проблем, связанных с защитойавторских и смежных прав

Детальногорассмотрения требуют способы защитыинтеллектуальной собственности, особенногражданско–правовые, так как имеютсамое прямое отношение к изучаемомупредмету, а их рассмотрение являетсясобственно целью курсовой работы.

Одна из главаданной работы посвящена весьма важнойпроблеме авторства в сети Интернет.Необходимость включения данного вопросав курсовую работу обусловлена егонесомненной актуальностью в современноммире, где любая интеллектуальнаясобственность, попавшая в Интернет,практически всегда становится достояниемобщественности и авторство в данномслучае доказать крайне сложно.

Также в курсовойработе рассмотрены административно-правовыеи уголовно-правовые способы защитыинтеллектуальной собственности. Этиспособы также, как и гражданско-правовые– являются способами защиты авторскихи смежных прав.

Таким образом, вданную курсовую работу включены основныевопросы, касающиеся авторских и смежныхправ и их защиты.

2. Понятие авторских и смежных прав

Авторские права– это интеллектуальные права напроизведение науки, литературы иискусства.

Под авторскимправом понимаются права, возникающиеу автора, а в некоторых случаях и у другихлиц (соавторов), при создании импроизведения. Впервые авторское правв России получили своё отражение вЦензурном уставе 1828 г. В главе «Осочинителях и издателях», а в 1877 нормыоб авторском праве были предусмотреныв части первой Свода законов Российскойимперии.

Первый социальный закон в сфереавторского права был принят 20 марта1911 г. И назывался «Положение об авторскомправе». Этот закон как по содержанию,так и по форме был на голову выше актовзападноевропейских государств, чтоговорит о высоком профессиональномуровне российских цивилистов тоговремени. 11 июня 1964 г.

Был разработан ипринят Гражданский кодекс РСФСР, вкоторый были включены всего лишьотдельные разделы об авторском праве,положения которых предусматривали15-летний срок действия авторского правапосле смерти автора. 27 мая 1973 г. СССРстал членом Всемирной конвенции обавторском праве. 3 августа 1993 г. Он былпризнан недействующим.

Именно с этогочисла вступил в законную силу ФЗ «Обавторском праве и смежных правах»,который действует в настоящее время.1

В настоящее время,в соответствии со статьёй 1255 Гражданскогокодекса, к авторским правам относятся:

  1. исключительное право на произведение – право на результат интеллектуальной деятельности;

  2. право авторства – право признаваться автором произведения;

  3. право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно.

  4. право на неприкосновенность произведения – недопустимость внесения изменений в произведение без согласия автора;

  5. право на обнародование произведения – право сделать произведение доступным для всеобщего сведения путём опубликования, публичного показа, исполнения и т.д.

Внекоторых случаях, также предусмотренныхКодексом, к авторским правам ещё относятсяправо на вознаграждение, на отзыв, правоследования, доступа к произведениямизобразительного искусства. Авторомрезультата интеллектуальной деятельностипризнаётся гражданин, творческим трудомкоторого был создан этот результат.

Непризнаются авторами результатаинтеллектуальной деятельности граждане,не внёсшие личного творческого вкладасоздание такого результата, в том числеоказавшие его автору техническое,консультативное, организационное илиматериальное содействие или помощь,либо только способствовавшие оформлениюправ на такой результат или егоиспользованию, а также граждане,осуществлявшие контроль за выполнениемтаких работ.2Право авторства, право на имя и иныеличные неимущественные права авторанеотчуждаемы и непередаваемы. Отказ отэтих прав ничтожен. Права на результатинтеллектуальной деятельности, созданныйсовместным творческим трудом двух илиболее граждан (соавторство), принадлежитсоавторам совместно. Авторские права– это имущественные и личные неимущественныеправа.

Смежные права– это права на результаты исполнительскойдеятельности.Смежные права не носят самостоятельногои независимого характера, поскольку вбольшинстве случаев они неотделимы отпроцесса создания и использованияпервоначального авторского произведениялибо объекта смежных прав.

Вместе с темони могут существовать независимо отавторских прав, например, когда авторнеизвестен или произведение вообще неохраняется авторским правом. Такжевозможен и пограничный случай, то естькогда исполнитель делает акцент наопределённых сторонах авторскогопроизведения, проигнорированных самимавтором, придавая ему дополнительнуюценность.

Что же касается смежных правпроизводителей фонограмм и организацийэфирного и кабельного вещания, то здесьбезусловным критерием выделения их вотдельные виды смежных прав, по мнениюбольшинства учёных-цивилистов, являетсятехнический, вспомогательный,посреднический характер деятельностиуказанных субъектов по доведениюпроизведений до широкой публики.

3То есть, если авторская деятельность –это творческая деятельность, то смежныеправа имеют исполнители и распространители.

К смежным правамотносятся:

  1. право на исполнение – исключительное право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на неприкосновенность исполнения, т.е. защиту исполнения от всякого искажения;

  2. право на фонограмму – исключительное право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;

  3. право организаций эфирного и кабельного вещания – право использовать сообщение в эфир любыми не противоречащими закону способами;

  4. право изготовителя базы данных – право извлекать из базы данных материалы и использовать их в любой форме и любыми способами, п также право на указание своего имени на экземплярах.

  5. право публикатора на произведение науки , литературы и искусства – исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.

Исполнителямв отношении их исполнений или постановокпринадлежат исключительные смежныеправа: ичные неимущественные — право наимя, право на защиту исполнения илипостановки;имущвенные — право наиспользование исполнения или постановкив любой форме, включая право на получениевознаграждения за каждый вид использованияисполнения или постановки Обладательсмежных прав вправе использоватьрезультат своей деятельности по своемуусмотрению любым законным способом. Онможет разрешить или запретить другимиспользование такого результата, однакоотсутствие запрета не считаетсясогласием. Смежные права возникают всилу факта создания результатаинтеллектуальной деятельности.Исполнитель имеет исключительное правоиспользовать и разрешать использоватьисполнение путем воспроизведения. Этоправо он может передать по договорупроизводителю фонограммы либо организацииэфирного или кабельного вещания. В такомслучае договор производителя фонограммылибо организации эфирного или кабельноговещания с исполнителем должен устанавливатьобъем переданных прав. При этом следуетучитывать, что прямо не переданные подоговору права исполнителя считаютсянепереданными. Ржиссер-постановщикспектакля приравнивается к исполнителю.4

Праваисполнителя, как и права вещательныхорганизаций, действуют в течение 50 летпосле первого исполнения, постановкиили передачи в эфир. Исключение составляютправо на имя и на защиту исполнения отвсякого искажения либо иного посягательства,способного нанести ущерб чести идостоинству исполнителя. Эти праваохраняются бессрочно.

Наряду с обладателямитаких прав, ими могут воспользоватьсяи их правопреемники, в том численаследники.5

Соблюдениеправил в сфере интеллектуальнойсобственности является одним из главныхпоказателей развития общества.

Принятыес 1992 по 2004 год законы об авторском правеи смежных правах способствовали тому,что произведения науки, литературы иискусства, а также объекты смежных правстали выгодными объектами гражданскогооборота.

Одновременно законодательствомопределен баланс прав авторов и интересовобщества, в частности, в областиобразования, научных исследований идоступа к информации.6

Таким образом,критерием разграничения авторских исмежных прав служит характер деятельностисоответствующих субъектов.

Деятельностьавтора является творческой,так как она направлена на созданиенового произведения,а деятельность исполнителей, производителейфонограмм, организаций эфирного иликабельного вешания характеризуетсяоригинальностью, выраженной в уникальностиспособов и приёмов,мастерства тех или иных субъектов, спомощью которых авторские произведениястановятся доступными для массовоговосприятия публикой.7

Объектыавторского права и (или) смежных правне могут приносить правообладателямприбыль, а государству налоги, если онине обеспечиваются специальной правовойохраной со стороны государственныхорганов.

Всвязи с этим к одной из важных задач вдеятельности судов общей юрисдикцииотносится защита интеллектуальнойсобственности, составной частью которойявляются авторское право и смежныеправа. Особую роль в этом играетправоприменительная практика, котораяявляется реальным механизмом защитыэтих прав.8

Источник: https://studfiles.net/preview/2851953/

Курсовая работа: Общая характеристика и способы защиты авторских и смежных прав

Защита интеллектуальных прав курсовая работа

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования

Курсовая работа

по дисциплине: Гражданское право

Тема:

Общая характеристика и способы защиты авторских и смежных прав


Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика

§ 1. Авторские права

§ 2. Смежные права

Глава 2. Способы защиты

§ 1. Виды ответственности

§ 2. Технические средства защиты

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В современную эпоху, называемую «информационным обществом», мы являемся свидетелями закономерного и вполне ожидаемого бурного развития интеллектуальной деятельности человека, роль которой претерпела качественные изменения и сильно возросла.

Сегодня интеллектуальная деятельность человека важна и имеет первостепенное значение не только для духовного развития человека и человечества, но и для социального и экономического состояния любого государства.

Она является важной составной частью безопасности государства, поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал, являющийся, в первую очередь, следствием недостаточной нормативно-правовой базы, ведет к неконкурентоспособной экономике, а значит, слабому государству.

Новые информационные технологии открывают практически неограниченные и еще плохо изученные, не только в правовом, но и в философском смысле возможности. Они позволяют значительно шире и быстрее применять в общественной жизни новые результаты интеллектуальной деятельности

Конституция Российской Федерации признает право на свободу во всех сферах творческой деятельности, как неотъемлемое право человека, гарантированное общепризнанными нормами международного права. При этом Конституция Российской Федерации и принятые на ее основании законодательные акты не только гарантирует свободу творчества, но и охраняет права на его результаты.

Признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг.

Интеллектуальная собственность фиксирует права на нематериальные объекты и непосредственно не связана с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены.


§ 1. Авторские права

Большинство отечественных и зарубежных исследователей, связывают возникновение и развитие авторского права и смежных прав, с развитием техники. Изобретение Гуттенбергом в XVI в. печатного станка сделало возможным производство и распространение относительно дешевых и качественных копий литературных произведений в огромных масштабах.

Это в значительной мере вывело из-под контроля авторов использование таких произведений, однако вопрос о регулировании процесса их воспроизведения возник не в связи с необходимостью защитить права авторов, а в связи с тем, что были затронуты интересы предпринимателей – издателей и книготорговцев.

Под воздействием их требований во многих европейских государствах была создана система привилегий, предоставляемых государственной властью.

Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны 1709 г.

В России, регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством. До 1771 г.

книгоиздательское дело считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу.

Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального. Доминирующее положение государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в.

Первый закон, закрепивший права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава.

Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.

Термин «авторское право» понимается в двух значениях:[1]

а) в объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права.

Соответственно на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений.

В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора и т.д. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территория использования, срок использования.

Авторские права бывают личными неимущественными и имущественными. К личным неимущественным относятся:

— право признаваться автором произведения (право авторства);

— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

К имущественным правам относятся исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:[2]

— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

— распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

— публично показывать произведение (право на публичный показ);

— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

— сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

— сообщать произведение, для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

— переводить произведение (право на перевод);

— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Термин «авторское право» не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение.

Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо.

При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия.[3]

Закон об авторских правах не раскрывает понятие произведения, являющегося объектом авторского права, но указывает на признаки, характеризующие произведение[4], а также дает примерный перечень форм, в которых может существовать произведение (п.2 ст.6), и видов произведений, как являющихся объектами авторского права (ст.7), так и не являющихся таковыми (ст.8).

Что касается создателей произведений (авторов), то ими являются только физические лица, творческим трудом которых созданы произведения[5].

Среди субъектов авторского права выделяют, прежде всего, автора произведения. При этом лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Субъекты авторского права подразделяются на первоначальных и производных.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Источник: http://www.rc-p.ru/referaty_po_yuridicheskim_naukam/kursovaya_rabota_obshhaya_xarakteristika.html

Юр-решение
Добавить комментарий